Проблеме повышения уровня умственного развития детей и связанного с этим развития остальных познавательных процессов посвящено немало исследований. В этой связи следует отметить вклад в разработку данных вопросов психолога Л.С. Выготского, создавшего теорию культурно-исторического развития психики. Идеи Л.С. Выготского стали отправной точкой для многих научных исследований. Так, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, П.И. Зинченко, П.Я. Гальпериным и другими было доказано, что в основе развития лежит непосредственная практическая деятельность, а в работах С.Л. Рубинштейна раскрыта проблема единства сознания и деятельности. Признавая ведущую роль обучения, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин описали процесс формирования и развития учебной деятельности. Непосредственно вопросами развития познавательной деятельности занимались Н.Ф. Талызина, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская, Г.И. Щукина, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, в трудах которых раскрывается сущность процесса усвоения знаний и его основные компоненты. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.
Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок, как точных, так и гуманитарных наук, уроков творчества, к которым относится урок музыки, должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся – интеллектуальных, эмоционально-волевых и познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. В самых разнообразных трактатах вопроса сущности познавательной активности в классической педагогике многие дидакты утверждали ее значение и главную функцию видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. Именно этой «зацепкой» и может стать, а зачастую и становится, познавательный интерес. На основе анализа изученной литературы, мы сделали некоторые выводы. Процесс формирования познавательных интересов подростков представляет собой закономерную смену одного этапа другим, и рассматривается как определенная взаимообусловленная последовательность этапов (ценностный, когнитивный, рефлексивный).
Первый этап связан с возникновением у подростков любопытства, которое проявляется при открытии учебного предмета для себя. Цель этого этапа – стимулирование инициативы подростков на уроках музыки, пробуждение их любопытства с учетом их увлечения современными направлениями музыки. Ведущими средствами здесь являются эмоциональные педагогические ситуации. Как указано ниже в работе, на начальных занятиях именно любопытство стало моментом «приближения ученика к учению».
Цель второго этапа – пробуждение любознательности, познание основ предмета способами и методами, адекватными для подростков, переход познавательного интереса на следующую ступень. Ведущими средствами второго этапа являются интеллектуальные педагогические ситуации. Этот этап в преддипломной практике занял 2-ю и 3-ю неделю.
Третий этап ориентирован на формирование устойчивого интереса, который не зависит от конкретной ситуации и побуждает к деятельности в интересующей области. Цель – использование потенциала подростков; формирование глубокого и устойчивого интереса, отличающегося потребностью самовыражения, проявлением своего потенциала и, как итог, самореализацией учащихся. Следует отметить, что устойчивый интерес к современной музыке у учащихся средних классов уже сформирован. Другой вопрос, к какому направлению современной музыки? Применяя опросные методы педагогических исследований, нами были выявлены следующие приоритеты учащихся 8-х классов общеобразовательной школы №99 г. Красноярска. На первом месте стоит RAP -культура и Хип-хоп, на втором – Поп-музыка, далее классический Рок и т.д. Что касается сформированности глубокого и устойчивого интереса к познанию музыкального искусства в целом, и современных направлений, в частности, то это требует более длительного исследования. В рамках отведенного времени можно говорить лишь о формировании потребность самовыражения, проявлении своего потенциала и самореализации учащихся, результатом чего стали подготовленные ими презентации. Ведущими средствами третьего этапа становятся – регулятивные педагогические ситуации, которые описаны в практической части работы.
Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении
Современная система школьного образования предполагает различные варианты изучения правовых вопросов, среди которых важную роль играет интегративный и модульный подход. В первом случае рассмотрение правовых вопросов осуществляется в рамках курса «Обществознание», нацеленного на комплексное изучение ...
Консультация для родителей «Возрастные особенности подвижных игр»
И для малыша, и для мамы так важно играть вместе! Для родителей дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ узнать мир. Если ребенок умеет играть, если его радует собствен ...
Синтез аммиака и азотной кислоты как пример комбинированного химического производства
В процессе изучения этого производства нужно: а) ознакомить учащихся с сущностью синтеза аммиака и его окисления в азотную кислоту; б) расширить уже имеющиеся у учащихся представления об условиях протекания химических реакций и способах управления ими в промышленности; в) закрепить и углубить ранее ...