Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью.
В различных науках по-разному представлена возрастная периодизация. Так в медицине подростковый возраст входит в рамки старшего школьного возраста (12-18 лет). Существует несколько других определений рубежей данного возраста. Например, Г. Гримм в возрастной физиологии рамки подросткового и юношеского возраста дифференцирует по половому признаку: мальчики – 13-16 лет; девочки 12-15 лет, а по Дж. Биррену, этот период охватывает с 12 до 17 лет. В классификации Д.Б. Брамлей данный возраст определяется 11-15 годами. На эту же продолжительность, с 11 до 15 лет, указывают авторы лонгитюдного исследовательского института развития человека Калифорнийского университета, а Ж. Пиаже относит к подростковому возрасту детей от 12 до 15 лет.
На наш взгляд, представляется что, наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, в которой, в отличие от всех выше упомянутых периодизаций, акцент делается не на физическое развитие организма, а на появление новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10-15 годами, и ведущим типом деятельности, наряду с учением, а зачастую и опережая его, становится общение [ 20, с. 7].
Подростковый возраст рассматривается не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности развития подростка и тем самым выработать психологические рекомендации по его воспитанию. Как и любой другой переход к новому виду деятельности, подростковый возраст сопровождается кризисом, который, по мнению Л.И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами [ 2]. Это порождает у них стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Д.Б. Эльконин называет среди объектов познавательной деятельности в подростковый период основы наук и систему отношений, что обусловлено качественными новообразованиями этого возраста: стремление к «взрослости» [13, с. 106].
Вопросы формирования потребности не только познать самого себя, а также потребности в познании основ наук, учебных задач, активизации учения подростков относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении в этот период имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. В обучении особенный акцент ставится в современной педагогике на собственную деятельность учащегося по поиску, осознанию и переработке новых знаний. При этом образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера, высокая степень их продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль играли бы не традиционная трансляция знаний, а создание условий для максимально возможного формирования конкретной личности. Процесс формирования познавательных интересов подростков может быть более эффективен, если станет рассматриваться одним из приоритетных направлений совершенствования целостного учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях и будет включать научное знание о различных стратегиях усвоения учебного материала подростками.
Задачи воспитания в семьях, где есть дети-инвалиды
Нельзя изучать ребёнка с ограниченными возможностями в отрыве от семьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи «ребёнок — мать — семья» (мать — отец, мать — ребёнок — инвалид, мать — здоровый ребёнок, отец — ребёнок-инвалид, отец — здоровый ребёнок, ребён ...
Семинарские и практические занятия высшей школе
Семинары. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагае ...
Классические шкалы оценки
знаний
Классическая теория тестирования (Clasical Test Theory — CTT) изначально создана для интерпретации диагностических процедур. Эта теория создавалась под чисто прикладные задачи, поэтому некоторые предположения, используемые в основаниях этой теории, необходимо прояснить, тем более что в литературе э ...