Вывод: данное исследование показало, что у большинства детей старшего дошкольного возраста недостаточно развито наглядно-образное мышление. Воспитателю следует работать над развитием наглядно-образного мышления старших дошкольников.
2. Методика «Нарисуй целое». (По материалам Стребелевой Е.А.)
Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, уровня сформированности предметного рисунка.
Материал: картинка с изображением всех частей знакомого детям предмета – неваляшки – и такая же разрезанная картинка, бумага, карандаши. (Приложение 2).
Ход обследования: кладем перед ребенком картинку с изображением частей неваляшки и просим его нарисовать целую картинку, не складывая ее. Если ребенок не может нарисовать предмет по разрезной картинке, проводим обучение: ребенку даем разрезную картинку и предлагаем сделать целую, а затем нарисовать ее. Если ребенок не может сделать целую картинку, помогаем ему и снова предлагаем ее нарисовать
Оценка результатов:
1 балл – не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно – низкий уровень;
балла – принимает задание, но нарисовать предмет по разрезной картинке не может, после складывания картинки ребенок пытается изобразить предмет, но получаются только элементы предмета (неваляшки) – уровень ниже среднего;
балла – принимает задание, но нарисовать по разрезной картинке не может, после складывания картинки рисует предмет – средний уровень;
балла – принимает задание, может нарисовать предмет по разрезной картинке, рисует с интересом.
Таблица 3
Выявление уровня развития наглядно-образного мышления по методике «Нарисуй целое». Констатирующий этап эксперимента
№ |
Имя ребёнка |
Возраст |
Уровень развития |
Баллы |
1. |
Альбина Б. |
5 |
Ниже среднего |
2 |
2. |
Миша Ю. |
5,6 |
Ниже среднего |
2 |
3. |
Валерия М. |
5,3 |
Ниже среднего |
2 |
4. |
Арина Б. |
5 |
Низкий |
1 |
5. |
Денис Д. |
5,5 |
Ниже среднего |
2 |
6. |
Саша Щ. |
5,5 |
Ниже среднего |
2 |
7. |
Настя Г. |
5 |
Ниже среднего |
2 |
8. |
Никита Я. |
5,7 |
Ниже среднего |
2 |
9. |
Камилла С. |
5,4 |
Низкий |
1 |
10. |
Инесса М. |
5,7 |
Ниже среднего |
2 |
11. |
Матвей М. |
5,5 |
Низкий |
1 |
12. |
Саша П. |
5,4 |
Ниже среднего |
2 |
13. |
Инна З. |
5 |
Ниже среднего |
2 |
14. |
Игорь П. |
5,5 |
Ниже среднего |
2 |
15. |
Маша К. |
5,7 |
Ниже среднего |
2 |
16. |
Соня Д. |
5,6 |
Ниже среднего |
2 |
17. |
Игнат Ф. |
5 |
Ниже среднего |
2 |
18. |
Таня П. |
5,2 |
Ниже среднего |
2 |
19. |
Кирилл Г. |
5,5 |
Низкий |
1 |
20. |
Макар Р. |
5,3 |
Низкий |
1 |
21. |
Лиза Б. |
5,2 |
Низкий |
1 |
22. |
Иван Б. |
5,4 |
Ниже среднего |
2 |
Подписание Болонского соглашения
Фундамент для подписания Болонского соглашения был заложен Сорбонской декларацией, которую 25 мая 1998 года на юбилее Парижского университета подписали министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании. В "Совместной декларации о гармонизации структуры системы европейского высшег ...
Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития
мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития
Игра - это одна из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут ...
Опыт формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания
школьников
В данной главе раскрывается опыт формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников. Для этого, во-первых, анализируется образовательная ситуация. Во-вторых, характеризуется формирование межкультурной коммуникации. В-третьих, формулируются методические рекомендации ...