Организационно – педагогические условия становления и развития алтайской национальной школы в 1917 – 1945 гг

Развитие образования » Национальные школы Сибири и введение в педагогику. Родной язык в педагогике Сибири » Организационно – педагогические условия становления и развития алтайской национальной школы в 1917 – 1945 гг

Страница 1

Рассмотрим состояние школьного дела у алтайцев до революции. Развитие просвещения в Горном Алтае было связано с Алтайской духовной миссией. При активном участии ее деятелей М.Я. Глухарева, В.И. Вербицкого, П.И. Макушина и М.В. Чевалкова во второй половине XIX в. открылись первые миссионерские школы для детей алтайских инородцев.

Содержание образования данных учреждений определялось целью распространения среди алтайцев православия и строилось в соответствии с методической системой религиоведа – тюрколога Н.И. Ильминского. Опыт постановки педагогического процесса в инородческих школах включал в себя такие этапы, как: подготовка учителей – катихизаторов, издательская деятельность миссии, что, наряду с созданием письменности и разработкой алтайской грамматики, явилось предпосылками развития просвещения в Горном Алтае.

Дореволюционный период организации школьного дела у алтайцев известен деятельностью открытых в 1897 г. двух частных "языческих" школ братьев Кульджиных и Чокурака (Чокурая) Бийлянкина, попыткой зайсана Седьмой алтайской дючины Мыжлака организовать ремесленное училище. Их педагогическая инициатива диктовалась изменением социально – экономических условий конца XIX в. и стала фактом осознания передовыми представителями этноса необходимости повышения низкого уровня грамотности алтайцев, что было актуальным для многих национальностей дореволюционной России.

Очень важным этапом в истории развития национальных школ явились мероприятия российского правительства начала 20-го в. По введению среди народов страны начального всеобуча. Этот вопрос бурно обсуждался на заседаниях Государственной думы, инородческой секции I Всероссийского съезда по народному образованию (декабрь 1913 г.). Однако радикальных решений в области национального образования в виде официальных государственных законов принято не было.

Накануне 1917 г. уровень грамотности алтайцев с оседлым образом жизни составил 6 %, у полукочевой и кочевой части населения 2 %. В 28 школах Горного Алтая обучалось 1500 учащихся, из них 300 алтайцев. Эти ученики составили контингент начальных миссионерских и четырех школ Министерства народного просвещения (Бело–Ануйской, Камлакской, Черно–Ануйской, Шебалинской). Алтайцам было недоступно повышенное и профессиональное образование, так как гимназии, реальные училища и высшие учебные заведения находились за пределами уезда.

Прежде чем рассмотреть советский опыт создания алтайской национальной школы, мы обратились к деятельности местных органов самоуправления – Алтайской горной думы и Каракорум – Алтайской окружной земской управы, начавших в 1917 – 1919 гг. демократические преобразования школьной системы Горного Алтая. В результате их культурно – просветительских мероприятий были открыты Улалинская второклассная гимназия, Чемальское и Горно – Онгудайское высшие начальные училища, Чемальская учительская семинария, разработан проект развития национального образования. В начале 1919 – 1920 учебного года (далее уч. г.) в Каракорум – Алтайском уезде действовали 92 начальных школы, из них 60 алтайских. Реализацию планов Каракорумского земства по преобразованию системы просвещения остановила Гражданская война.

Страницы: 1 2 3 4

Методика проведения формирующего эксперимента
Для проведения обучающего эксперимента была взята экспериментальная группа старших дошкольников с задержкой психического развития в возрасте от 6 до 7 лет, ДОУ Компенсирующего вида № 5 в городе Усолье-Сибирское. Занятия проводились на основе принципов систематичности, последовательности, индивидуал ...

Роль и место развития пространственного мышления на уроках черчения
На основе длительных теоретических и экспериментальных исследований для определения сформированности у учащихся пространственного представления, их полноты, осмысленности, действительности, научности, в качестве критерия оценки Н.Д. Мацько предлагает принять следующие умения: 1. Распознавать данный ...

Развитиесовременнойсистемы обучения праву
Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате чего происходит усвоение знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие. Современные ученые доказали, что процессы учения и обучения (преподавания) праву взаимосвязаны. Работа учителя эффективна ли ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru