Рассмотрим состояние школьного дела у алтайцев до революции. Развитие просвещения в Горном Алтае было связано с Алтайской духовной миссией. При активном участии ее деятелей М.Я. Глухарева, В.И. Вербицкого, П.И. Макушина и М.В. Чевалкова во второй половине XIX в. открылись первые миссионерские школы для детей алтайских инородцев.
Содержание образования данных учреждений определялось целью распространения среди алтайцев православия и строилось в соответствии с методической системой религиоведа – тюрколога Н.И. Ильминского. Опыт постановки педагогического процесса в инородческих школах включал в себя такие этапы, как: подготовка учителей – катихизаторов, издательская деятельность миссии, что, наряду с созданием письменности и разработкой алтайской грамматики, явилось предпосылками развития просвещения в Горном Алтае.
Дореволюционный период организации школьного дела у алтайцев известен деятельностью открытых в 1897 г. двух частных "языческих" школ братьев Кульджиных и Чокурака (Чокурая) Бийлянкина, попыткой зайсана Седьмой алтайской дючины Мыжлака организовать ремесленное училище. Их педагогическая инициатива диктовалась изменением социально – экономических условий конца XIX в. и стала фактом осознания передовыми представителями этноса необходимости повышения низкого уровня грамотности алтайцев, что было актуальным для многих национальностей дореволюционной России.
Очень важным этапом в истории развития национальных школ явились мероприятия российского правительства начала 20-го в. По введению среди народов страны начального всеобуча. Этот вопрос бурно обсуждался на заседаниях Государственной думы, инородческой секции I Всероссийского съезда по народному образованию (декабрь 1913 г.). Однако радикальных решений в области национального образования в виде официальных государственных законов принято не было.
Накануне 1917 г. уровень грамотности алтайцев с оседлым образом жизни составил 6 %, у полукочевой и кочевой части населения 2 %. В 28 школах Горного Алтая обучалось 1500 учащихся, из них 300 алтайцев. Эти ученики составили контингент начальных миссионерских и четырех школ Министерства народного просвещения (Бело–Ануйской, Камлакской, Черно–Ануйской, Шебалинской). Алтайцам было недоступно повышенное и профессиональное образование, так как гимназии, реальные училища и высшие учебные заведения находились за пределами уезда.
Прежде чем рассмотреть советский опыт создания алтайской национальной школы, мы обратились к деятельности местных органов самоуправления – Алтайской горной думы и Каракорум – Алтайской окружной земской управы, начавших в 1917 – 1919 гг. демократические преобразования школьной системы Горного Алтая. В результате их культурно – просветительских мероприятий были открыты Улалинская второклассная гимназия, Чемальское и Горно – Онгудайское высшие начальные училища, Чемальская учительская семинария, разработан проект развития национального образования. В начале 1919 – 1920 учебного года (далее уч. г.) в Каракорум – Алтайском уезде действовали 92 начальных школы, из них 60 алтайских. Реализацию планов Каракорумского земства по преобразованию системы просвещения остановила Гражданская война.
Исследование предпосылок профессионально-педагогической деформации
личности на этапе первого педагогического опыта
Обозначенная в работе проблема и осуществленное теоретическое её обоснование привели к выводу о необходимости исследования предпосылок к профессионально-педагогической деформации личности, проявляющихся во время первого педагогического опыта. Существует прямая зависимость между уровнем психолого-пе ...
Методики исследования мотивации учения и мышления младших школьников
Для исследования мотивации учения была использована анкета Н.Г. Лускановой. Цель: определение уровня школьной мотивации. Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. ...
Основы педагогического контроля в высшей школе
Контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показала практика, попытки уменьшить контроль в учебном процессе приводят к снижению качества обучения. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения ведут неизбежно к новым поискам в области повышения качества и эффек ...