Организационно – педагогические условия становления и развития алтайской национальной школы в 1917 – 1945 гг

Развитие образования » Национальные школы Сибири и введение в педагогику. Родной язык в педагогике Сибири » Организационно – педагогические условия становления и развития алтайской национальной школы в 1917 – 1945 гг

Страница 3

Алтайская национальная школа создавалась прежде всего как "школа на родном языке" на основе идей трудового политехнического обучения и воспитания школьников. Проблеме статуса алтайского языка в школьном обучении уделялось большое внимание на съездах Алтайской горной думы и Каракорума, в деятельности местных и региональных органов власти по реализации советского законодательства о национальной школе. Характерные особенности программно – методического обеспечения алтайской национальной школы: рекомендательный характер ориентировочных распоряжений Наркомпроса РСФСР, ввод комплексных программ Государственного ученого совета (ГУС), попытки целостного систематического изложения учебного материала в национальном Ойротварианте программ ГУСа. Освещены методические приемы, методы и средства освоения содержания образования в национальных школах, деятельность педагогов по повышению качества знаний учащихся.

Воспитательная работа алтайской школы характеризовалась направленностью на нравственное, интернациональное, трудовое, физическое, эстетическое и атеистическое воспитание учащихся, формирование у них чувства коллективизма и самостоятельности. Большую роль в развитии детского самоуправления сыграли национальные пионерские отряды. В изучаемый период обеспечение алтайской школы учебной литературой на родном языке осуществлялось коллективом местных авторов и переводчиков, учителями, сотрудниками литературной коллегии и национального издательства. В 1934 г. алтайские школьники Ойротской автономной области были обеспечены учебниками по всем предметам и классам (за исключением учебников по обществознанию для третьих и четвертых классов) из расчета 1:1.

Вместе с тем процесс освоения содержания образования в алтайских школах осложняли национально – региональные особенности: отдаленность горной территории от центра, ее труднодоступность, слабые средства связи, отсутствие у алтайских детей дошкольной подготовки, новизна школьной обстановки и трудности адаптации к ней детей кочевников, неразработанность орфографии алтайского языка и методики его преподавания, слабая обеспеченность школ производственными мастерскими и рабочими комнатами, не позволившая в полной мере реализовать задачи трудового политехнического образования.

Исследованиями установлено, что результативность учебно – воспитательного процесса алтайских школ снижали частые изменения Наркомпросом РСФСР структуры и объема содержания образования, нововведения в учебных планах и программах. В частности, низкие показатели алтайских учащихся по родному языку объясняются неоднократной сменой графической системы алтайской письменности. Отмечены коррективы в языковой политике советской власти, тенденции середины 1930 – х гг. к унификации национального образования и доминированию централистских приемов построения школьной системы, отходу от демократических принципов организации национальной школы и упразднению национальных органов образования.

Отдельной проблемой деятельности алтайской национальной школы изучаемого периода стало ее обеспечение педагогическими кадрами. Основной формой подготовки первых учителей Горного Алтая были краткосрочные курсы. Однако количество и качество "скороспелой" подготовки слушателей не удовлетворяло потребностям расширявшейся школьной сети и задачам организации образования на родном языке. В 1922 – 1923 уч. г. в области работало 68 учителей, из них 18 алтайцев; в 1926 – 1927 уч. г. – 168, в том числе 56 алтайцев, что не обеспечивало потребности национальных школ. Центром профессиональной подготовки учителей алтайских школ явился Ойротский национальный педагогический техникум, открытый постановлением Совнаркома РСФСР от 9 июля 1928 г. В 1931 г. Ойротский педтехникум начал подготовку учителей без отрыва от производства, создав отделение заочного обучения, в 1934 г. – вечернее отделение. Первый выпуск учителей состоялся в 1931 г. в количестве 20 человек, второй выпуск насчитывал 31 человека.

Страницы: 1 2 3 4

Психолого-педагогические основы определения сущности самоконтроля
В психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля. Проблеме самоконтроля посвящены исследования психолога В.В.Чебышевой, так автор под самоконтролем понимает "проверку и оценку собственных действий и их результатов ., используемых механизм ...

Особенности работы по развитию разговорной речи на уроках ППО в первом классе
Для усовершенствования качества развития разговорной речи нужно выявить основные затруднения в ее овладении учащимися, определить, почему эти затруднения возникли и, наконец, какими приемами и способами можно их преодолеть. Для начала рассмотрим, как проводятся уроки ППО в первом классе (г. Рязань) ...

Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся
Рассматриваемая функция в ряду других функций адаптивной школы занимает особое место в силу того, что сохранение физического, психического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения. Функция сохранения и укрепления здоровья учащихся в адаптивной школ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru