В решении проблемы организации студентами самообразовательной деятельности школьников важно целостно изучить личность студента, рассмотреть его со всех сторон и во всех проявлениях; стимулировать студента на систематический поиск путей совершенствования методов самообразования; убедить студентов в том, что обретение жизненно важных знаний и способов их изучения является смыслом педагогической профессии и послужит основанием для обучения школьников самообразовательной деятельности. Решение сформулированных задач мы связываем с организацией экспериментального обучения студентов.
Важной стороной подготовки сту-дентов к обучению школьников самообразовательной деятельности выступает осознание ими цели обучения школьников самообразовательной деятельности. В обучении студентов постановке цели обучения школьников самообразовательной деятельности мы исходили из имеющихся в науке положений о требованиях к ее формулированию. Д.В. Чернилевский [1, с. 68-69] указывает, что цели обучения должны соответствовать требованиям жизненной необходимости (они должны быть осознаны личностью); они должны быть реально достижимы (соответствовать потребностям личности и ее возможностям); они должны точно определять подбор методов, форм и средств обучения; они должны точно указывать круг знаний, умений и навыков, которые следует усвоить; они должны способствовать систематизации знаний. Исходя из сказанного, подготовка будущих учителей к формулированию цели обучения школьников самообразовательной деятельности можно рассматривать как процесс педагогической систематической работы по формированию готовности студентов к реализации важнейших для современной школы педагогических функций руководства и поддержки учащихся.
Представляется важным рассмотреть систему методов, использованную нами при подготовке студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности. В экспериментальном обучении значительно усилена роль активных методов (дидактические и деловые игры, учебные дискуссии и эвристические беседы, семинары- исследования, учебные конференции, стендовые доклады, аналитическое комментирование книг и статей), направленных на подготовку студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности. Они стимулировали познавательную деятельность студентов: формировали мотивацию приобретения знаний о процессе обучения школьников самообразовательной деятельности, способствовали эффективному усвоению знаний, умений, навыков обучения школьников самообразовательной деятельности и развитию умений управления процессом обучения школьников.
Совершенно особую роль играл метод творческого проектирования. Студенты проектировали процесс обучения школьников самообразовательной деятельности. Это были групповые проекты, раскрывающие специфику процесса обучения каждой отдельно взятой возрастной группы школьников. Этот вид деятельности имел чрезвычайно важное значение в приобретении знаний управления познавательной деятельностью школьников.
Определенные изменения были внесены в ходе экспериментального обучения в организационные формы. На лекционных занятиях использовались индивидуальные задания по обучению студентов самообразовательной деятельности. Один из студентов должен был провести мини-урок по обучению студентов самообразовательной деятельности на примере выбранного раздела плана лекции. В обучении студентов используются такие инновационные формы, как проблемная лекция, ориентировочная лекция с использованием раздаточного материала.
На семинаре имели место заранее подготовленные сообщения, доклады, обсуждения и дискуссии. Кроме того, на каждом семинаре обсуждались вопросы организации самообразовательной деятельности студентов, повышения ее эффективности и одновременно вопросы обучения школьников этому виду деятельности.
На лекционных и семинарских занятиях широко использовались компьютерные технологии, мультимедийные средства, компьютерные программы, лазерные диски, сети Интернет, телекоммуникации. В задачу студентов входило не только при подготовке к занятиям использовать эти средства, но и показать, какими средствами они будут обучать школьников использовать эти технологии.
Значимой формой организации обучения в вузе являются консультации для студентов. Следует отметить, что консультация обладает огромным потенциалом в формировании у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности. На консультации студенты получали пояснения по вопросам, которые вызвали у них затруднения в учебном материале и одновременно раскрывали приемы самообразовательной деятельности, которые они использовали при подготовке данной темы. Здесь же преподаватель предлагал студенту составить план обучения школьников самообразовательной деятельности, основываясь на данном учебном материале.
Таким образом, в ходе экспериментального обучения студентов значительно была усилена подготовка студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности.
Профессионально–педагогическая направленность обучения студентов
Курсы педагогического института по высшей математике должны: 1) в первую очередь освещать на современном научном уровне те вопросы, которые учитель излагает в школе; 2) обеспечивать широкий кругозор студентов в математике, знакомство по мере возможности с современной математикой и её задачами. Поэт ...
Роль театрализованной игры в формировании межличностных отношений старших
дошкольников
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). [5] Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осм ...
Виды дидактических игр
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Игры с предметами В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устан ...