Методики изучения мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Развитие образования » Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Методики изучения мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Страница 1

Цель констатирующего этапа эксперимента

:

выявить уровень развития мелкой моторики рук

у детей старшего дошкольного возраста с

задержкой психического развития.

До начала обследования проводилось наблюдение за детьми, как в первой, так и во второй половине дня, во время занятий по продуктивной деятельности, на физкультурных занятиях, во время индивидуальной коррекционной работы по заданию дефектолога и логопеда, во время проведения дидактических игр и игровых упражнений, о время проведения режимных моментов с целью более полного анализа развития мелкой моторики рук у данных детей.

Детям коррекционной группы были предложены серии различных упражнений и заданий с целью выявления уровня сформированности развития тонких дифференцированных движений пальцев рук. Опираясь на теоретические основы формирования мелкой моторики рук, можно выделить следующие критерии нормального развития функции рук:

отсутствие сильно выраженных дефектов;

нормальное функционирование мышц верхних конечностей;

подвижность кистей рук.

Для определения уровня сформированности мелкой моторики рук были использованы диагностические методики Г.Г. Голубевой, И. Лопухиной, Л.Ф. Трохимчук. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, была определена критериальная база (см. схему №1), оценочные показатели уровня развития мелкой моторики рук и качественные характеристики (см. таблицу №1).

Таблица №1

Качественная характеристика и показатель уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

п/п

Уровень

развития

Качественная характеристика уровней

Показатель

уровня

1

Высокий

Ребёнок умеет точно передавать движения пальцев рук, быстрое и правильное находит позу; Свободно застёгивает и расстёгивает пуговицы, шнурует ботинки. Выполнение движений происходит произвольно, выполняет упражнения синхронно, умеет переключаться с одного движения на другое, изменять положение рук. Умеет управлять своими движениями, движения рук координированы. Умеет удерживать позу определённое количество времени.

I

2

Средний

Ребёнок не умеет точно передавать движения пальцев рук, находит позу с увеличением времени. Ребёнок с трудом переключается с одного движения на другое, не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы, движение неловкое, с помощью другой руки. Движения рук не координированы. Не удерживает позу определённое количество времени. Застёгивает и расстёгивает пуговицы, шнурует ботинки, используя помощь взрослого.

II

3

Низкий

Ребёнок не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается, не умеет переключаться с одного движения на другое.

Не умеет застёгивать и расстегивать пуговицы, не использует помощь взрослого.

III

Исследование ручной моторики проводилось при помощи специально разработанной для этой цели серии тестов. Для исследования развития ручной моторики были использованы диагностические методики Г.Г. Голубевой, И. Лопухиной, Л.Ф. Трохимчук. Они позволяли выяснить состояние отдельных составляющих сложных двигательных актов: силы и точности движений, их быстроты, координированности, возможности перехода от одного движения к другому - переключаемости движений, удержание позы.

Для общей ориентировки в состоянии ручной моторики использовались комплексные пробы. В этом случае ребенку предлагают совершить какое-либо, предметное, то есть направленное на определенный предмет, действие - застегнуть пуговицу, завязать бант, зашнуровать ботинки, намотать на клубок нитку и тому подобное. Все имеющиеся "изъяны" моторики рук, неловкость и некоординированность их движений при этом были хорошо видны.

Особое внимание уделялось оценке сформированности мелкой моторики: скоординированные движения пальцев, манипуляция с мелкими предметами, а также моторным навыкам в продуктивной деятельности. Здесь отмечались такие важные особенности, как умение делать мелкие точные движения при выполнении заданий или во время дидактических игр.

Изучение детей с задержкой психического развития проводилось психологическое обследование, составными частями которых являются моторная ловкость и праксис позы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нетрадиционные формы проведения лекций
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. С помощью проблемн ...

Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Организация специального образования! 1. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании/' до сих пор не принят Государственной Думой. Закон был подготовлен в 1994—1995 гг. и получил блестящую европейскую экспертизу. В заключении Европейско ...

Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога
Высокие требования к профессиональному уровню и личностным качествам социального педагога обусловлены особенностями его работы с семьей, находящейся в кризисной ситуации, необходимостью у него завоевать доверие и расположить к себе всех её членов. Для этого он должен обладать такими профессионально ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru