Праксис позы - исследовалось, как ребенок по зрительному, а затем по кинестетическому образцу воспроизводит положения пальцев на правой и левой руках.
Анализировалось, сколько попыток потребовалось ребенку для нахождения правильного положения пальцев, сделал ли ребенок это самостоятельно или использовал помощь педагога (стимулирующую или организующую). Каков был характер выполнения проб:
· нормальное (быстрое и правильное) нахождение позы;
· с увеличением латентного времени (внутренний поиск);
· путем перебора с помощью (внешний развернутый поиск);
· импульсивное (быстрое неправильное выполнение без предварительного анализа предъявляемого образца);
· неловкое, с помощью другой руки;
· с переходом выполнения на другую руку.
Анализировался и характер допущенных ошибок:
· замена пальцев;
· зеркальное выполнение;
· инертное выполнение предыдущей позы после смены образца.
Анализировалось выполнение проб левой и правой рукой: были различия или нет.
Выполнение задания с развернутым внешним поиском и ошибками свидетельствует о первичных трудностях кинестетической переработки информации.
Обследование развития мелкой моторики рук на констатирующем этапе эксперимента было разделено на три блока.
В первом блоке выявлялась точность движений пальцев рук, с этой целью использовали комплексные пробы, а именно развитие культурно-гигиенических навыков: умение правильно мыть руки, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, завязать узел, бант.
Во втором блоке выявляли синхронность выполнения и переключаемость движений, а так же точность выполнения с использованием игровых упражнений без речевого сопровождения.
В третьем блоке использовали дидактические игры для выявления развития скоординированности, гибкости, синхронности выполнения движений и удержание позы.
Для обследования мелкой моторики рук у детей старшего возраста с задержкой психического развития в каждом из этих блоков были использованы специальные тесты, состоящие из ряда заданий. Качество выполнения заданий оценивалось по десятибалльной системе. Уровень развития каждого ребёнка определялся исходя из суммы баллов, полученных им в ходе выполнения теста.
Для характеристики уровня развития детей были использованы следующие понятия, занесенные в таблицу №2.
Таблица № 2
Таблица соответствия баллов и уровней развития детей
Уровень развития |
Показатель уровня |
Средний балл |
Высокий |
I |
8,1 - 10 |
Средний |
II |
4,1 - 8 |
Низкий |
III |
1 - 4 |
I Блок.
Основным методом выявления уровня развития культурно-гигиенических навыков является наблюдение за детьми в процессе различных режимных моментов.
В этом блоке обследования основным показателем развития мелкой моторики рук у детей является уровень сформированности навыков самообслуживания. Наблюдали за детьми в процессе умывания (умеют ли правильно мыть руки - здесь было обращено внимание на сформированность, точность движений, умение пользоваться мылом и полотенцем), приёма пищи (здесь обращали внимание, как дети держат ложку, сам процесс приёма пищи); одевание на прогулку и после дневного сна (умеют ли самостоятельно одеваться, расстёгивать и застёгивать пуговицы, пристёгивать кнопки, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты).
В результате наблюдения за самостоятельными действиями детей были получены следующие данные:
- Дима умеет правильно мыть руки, но старается это выполнить быстро, поэтому не достаточно хорошо смывает мыло с рук и не следит за своим внешним видом. После прогулки не умылся; берёт ложку в кулак, при напоминании исправляет ошибку; бокал держит по своему, четырьмя пальцами (большим, средним, безымянным и мизинцем) держит ручку бокала, а указательный опускает в бокал и так пьёт. С не сразу смог взять мелкую пуговицу пальцами, она у него постоянно выскакивала из рук; умеет с помощью взрослого завязать бант.
- Мурат, не достаточно хорошо пользуется полотенцем: вытирает руки и лицо, скомкав полотенце. Ложку держит правильно, но руки лежат на столе, "обняв тарелку". Испытывает трудности при шнуровании ботинок и завязывании бантов, но пытается выполнить данную работу сам.
- Серёжа испытывал трудности во время умывания, он не может удержать мыло в руках, полотенце не снимает с крючка, а просто проводит по нему руками, во время приема пищи, ложку держит в кулаке, трудно ему даются: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание узлов и совсем не умеет завязывать бант.
Теоретические основы исследования личности учителя как фактора
педагогической деятельности
В данной главе представлены теоретические сведения о портретной зарисовке, посвященной личности учителя, которые были положены в основу экспериментальной части работы. Изучение научной литературы, анализ текстов-образцов (опубликованных и взятых из реальной речевой практики) проводилось в связи с н ...
Продуктивное и репродуктивное мышление
Хотя мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда включает в себя элементы продуктивности, удельный вес ее в процессе мыслительной деятельности может быть различным. Там, где удельный вес продуктивности достаточно высок, говорят о собственно продуктивном мышле ...
Особенности творческих способностей и специфика их формирования у старших
дошкольников с задержкой психического развития
Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, он ...