Для проведения педагогического исследования выбраны следующие методы:
- наблюдение,
- интервью,
- тестирование,
- опрос,
- анализ документов.
Для осуществления первой задачи педагогического исследования по диагностике специфики модели социально-педагогического управления нами были выбраны: наблюдение и интервью.
Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования выбран нами не случайно, так как именно этот метод позволяет целенаправленно, планомерно фиксировать восприятия исследуемого объекта. Наблюдение как метод сбора научной информации позволяет констатировать непосредственное переживание и фиксирование значимых социальных явлений. К наблюдению как методу сбора социологической информации обращаются, когда нужно получить предварительный материал для уточнения направлений планируемого исследования. Оно расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению значимых ситуаций, объекта и предмета исследования. К наблюдению обращаются и для получения иллюстративных данных, которые делают более зримым и наглядным несколько суховатый анализ статистики. Важнейшее достоинство метода наблюдения в нашем исследовании заключается в том, что он открывает возможность непосредственного восприятия поведения людей в конкретных условиях и в реальном времени.
В нашем исследовании мы обращались к внешнему наблюдению педагогического совещания педагогического коллектива МОУ СОШ №77 по вопросу управления образовательным учреждением, см. приложение 1. Процедура внешнего наблюдения была организована на педагогическом совещании, проводимом в начале 2010- 2011 учебного года, с целью рассмотрения вопроса управление школой.
Так же нами было использовано стандартизированное интервью как метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Достоинством стандартизированного интервью является возможность привлекать к его проведению лиц без специальной исследовательской подготовки. При его проведении не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов. Важно выбрать удобное время и место проведения анкетирования и интервьюирования. Это поможет выявить истинные мнения респондентов, иногда сдерживаемые неприемлемыми для них условиями проведения опроса. К ним можно отнести присутствие других лиц, дефицит времени и т.п. В этих случаях, опрашиваемые могут высказывать не свое личное мнение, а прятать его за наиболее распространенным. Проводилось интервьюирование директора школы, заместителей директора, социального педагога. Цель интервью так же состояла в изучении вопроса управления ОУ, см. приложение 2.
Интервьюирование было организованно как групповое, специально по согласованию с администрацией МОУ СОШ №77 было отведено время для проведения интервью, респонденты были оповещены о целях исследования, раскрыт ряд вопросов, фиксирование ответов проводилось при коллективном обсуждении в процессе проведения интервью.
Таким образом, проведение диагностики модели социально-педагогического управления в ОУ в нашем исследовании было ориентировано на администрацию МОУ СОШ №77: директора школы, заместителей директора, педагогический совет школы и социального педагога.
По вопросу реализации второй задачи нашего исследования на 1 этапе - диагностики эффективности модели социально-педагогического управления в школе было выбрано тестирование, как метод исследования, который позволяет исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.
Целью тестирования выступало выявление уровня эффективности модели социально - педагогического менеджмента в МОУ СОШ №77. Нами были подобраны тесты на составление экспертной оценки эффективности деятельности руководителя, эффективности деятельности социального педагога как менеджера, см. приложение 3.
Тестированию подвергся педагогический коллектив МОУ СОШ №77: классные руководители, учителя-предметники, директор школы и социальные педагоги.
Так же в комплексе работы использовался письменный опрос педагогического коллектива как вид анкетирования, см. приложение 4. Целью проведения анкетирования выступало выявление наличия и степени развития профессиональный качеств руководителя.
Последним методом исследования эффективности модели социально-педагогического управления в МОУ СОШ №77 выступал анализ документов Образовательного учреждения:
Источники
воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве
Динамика жизни и кардинальные социально-политические события в стране резко изменили национальный состав социального пространства, обострив межнациональные взаимоотношения между людьми и тем самым поставив ребенка в поле социально-психологического напряжения. Обыденное житейское сознание, наполн ...
Воспитание творческой личности в педагогической практике
Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации у учащихся. Ранее считалось, что суть воспитания составляет организация деятельности учащихся и поэтому педагогический процесс строился как совокупность различного вида деятельности. Это сводилось к тому, что чем шире диа ...
Особенности работы с детьми с ОВЗ
Проблема воспитания и обучения детей-инвалидов на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Этот подход может найти специалист. Деятельность педагога включает в себя две основные характеристики: субъективную и объективную. К субъективным характеристикам относятся его личн ...